Муниципальное общеобразовательное учреждение 
"Средняя общеобразовательная школа" пст. Якша  
Памятка «Безопасность на транспорте»
1. Автомобильный транспорт
  • в темное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;
  • ожидайте транспорт на остановке, не стойте у края тротуара и не выходите на проезжую часть;
  • не входите и не выходите из транспорта до полной его остановки;
  • проходите в салон, не задерживайтесь в дверях, дайте войти и остальным пассажирам;
  • будьте осторожны, когда двери закрываются;
  • при движении транспорта держитесь за поручни, старайтесь не спать во время поездки;
  • уступайте место пожилым, больным, пассажирам с детьми;
  • не заслоняйте стекло кабины водителя;
  • при выходе из транспорта помни, что трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус – сзади.
Безопасность поведения в ДТП:
  • для выхода из салона воспользуйтесь аварийными выходами (разбив или выдавив стёкла);
  • при падении сгруппируйтесь, лягте на пол или сиденье, закрыв голову руками, напрягите мышцы;
  • не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручни. Это приведёт к вывихам и переломам;
  • в случае пожара, сообщи об этом водителю, открой двери при помощи аварийной кнопки;
  • при пожаре защити нос и рот от дыма платком, шарфом и пр.;
  • при падении автомобиля в воду, постарайтесь покинуть его как можно быстрее;
  • в случае попадания автомобиля в лавину, дождитесь её остановки, и только тогда выбирайтесь;
  • выбравшись из транспортного средства, начинайте оказывать помощь остальным людям;
  • в случае опасности возгорания или взрыва, отходите на безопасное расстояние.
  • по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне.
2. Железнодорожный транспорт
  • не кладите тяжелые вещи на верхнюю заднюю (по отношению к локомотиву) багажную полку. Если же положить больше некуда, попробуйте закрепить вещи;
  • если есть выбор, куда лечь, ложитесь на переднюю по отношению к локомотиву полку. Это избавит вас от травм в случае экстренного торможения поезда;
  • не оставляйте на столике после еды режущие, колющие и бьющиеся предметы – ножи, вилки, стаканы и др.;
  • передвигаясь по вагону во время движения поезда, придерживайтесь за поручни, поскольку всегда возможно экстренное торможение;
  • курите только в специально отведенных местах. Следите за тем, что бы по окончании курения сигарета обязательна была погашена.
Как спастись, если с вашим поездом произошла катастрофа?
  • не паниковать;
  • почувствовав запах дыма, смочите водой полотенце или одежду и завяжите ими нос и рот;
  • предупредите об опасности пассажиров соседнего купе;
  • постарайтесь сообщить о ЧП проводнику;
  • в случае пожара не пытайтесь сразу выбраться на улицу из двери вагона: скорее всего, они, будут закрыты, и к тому же большое число людей устремится именно к дверям, неизбежно возникнет давка;
  • если вы все же пробираетесь к выходу во время пожара, делайте это на четвереньках, поскольку у пола скапливается меньше дыма;
  • постарайтесь открыть окно или разбить оконное стекло камнем либо другим предметом. Не пытайтесь разбить стекло рукой – оно слишком прочное для этого, вы только нанесете себе травму;
  • выбираясь из окна вагона соразмерьте высоту прыжка. Если расстояние до земли небольшое, сначала спустите вниз детей, больных и стариков. Если высота достаточно велика, прыгайте первыми и принимайте на руки остальных.
Правила поведения при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:
  • при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе пяти метров к крайнему рельсу;
  • на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и спускам, идущим от опоры к рельсу, лежащим на земле проводам;
  • переходить железнодорожные пути следует только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
  • при переходе через пути ни в коем случае не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
  • при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагонами идущего поезда, стоять ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
  • к вагону следует подходить только после полной остановки поезда;
  • посадку в вагон и выход из вагона осуществляйте только со стороны перрона или посадочной платформы;
  • при остановках поезда на перегоне, где время стоянки 1-2 мин., не рекомендуется выходить из вагона.
3. Авиационный транспорт
Можно ли спастись, если самолет терпит катастрофу?
  • Нужно помнить, что шанс на спасение есть всегда. Если самолету, терпящему бедствие, удалось приземлиться, спасение во многом зависит от самих пассажиров, их выдержки, умения ориентироваться в сложной ситуации.
  • Прежде всего, нужно следовать указаниям экипажа. Перед полетом внимательно прослушать инструкцию стюардессы, запомнить, где находятся аварийные люки (чаще всего в районе крыльев), как пользоваться кислородными масками. Это нужно, если авария произойдет на высоте свыше 3000 м.
  • Маску нужно надевать немедленно, как только будет слышен звук уходящего из самолета воздуха.
  • При малейших признаках тревоги сразу пристегнуться ремнями безопасности. Следует вынуть из карманов все твердые предметы, включая ключи, авторучки, зажигалки. Снимите очки, галстук и т.д.
  • Если случится пожарная ситуация, лучше быть в верхней одежде, она может защитить вас от ожогов.
  • Оптимальная поза при аварийной посадке: согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову необходимо положить на колени, если это не получается, то наклонить ее как можно ниже. Ноги надо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.
  • Можно принять другую фиксированную позу. На спинку кресла перед вами положить руки в скрещенном положении и голову прижать к рукам. Ноги вытянуть и упереться. Обе позы надо принимать при пристегнутом ремне безопасности. В момент удара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительной перегрузке самолета (его движение будет вперед и, возможно, вниз).
4. Водный транспорт. Кораблекрушение
  • не поддавайтесь панике, не устраивайте давку;
  • наденьте спасательный жилет;
  • соблюдайте порядок эвакуации;
  • если в шлюпке нет места, прыгайте за борт, отплывите от тонущего судна, уцепитесь за плавающий предмет, не тратьте сил, ждите помощи.
Человек за бортом:
  • не плывите за судном, берегите силы;
  • перевернитесь на спину, машите руками, чтобы вас заметили;
  • кричите как можно громче;
  • не теряйте присутствия духа – на каждом судне следят за поверхностью моря.
5. Велосипедисты
Правила для велосипедистов:
  • ездить на велосипедах по дорогам можно только с 14 лет, а на мопедах с 16 лет;
  • когда садишься на велосипед, проверь руль и тормоза;
  • запрещается ездить по проезжей части, если есть велосипедная дорожка;
  • если надо пересечь дорогу, это делается пешком, держа велосипед за руль по обычным правилам для пешеходов;
  • во время езды на велосипеде не выпускай руль из рук.
Нужно помнить:
  • обгон запрещается на железнодорожном переезде, на крутых поворотах, в конце подъёма, в условиях ограниченной видимости;
  • тормозить нужно плавно, не допускать блокирования колёс;
  • наиболее опасные места на дороге: перекрёстки, железнодорожные переезды, подъёмы, спуски, повороты, повреждённая дорога и участки с ограниченной видимостью.
 ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДТП С ДЕТЬМИ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
В целях предупреждения ДТП с детьми
совместно с родителями необходимо провести ряд мероприятий.

А именно,
· проводить беседы, деловые игры по безопасности дорожного движения;
· организовать «круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД, общества автомобилистов, врача-травматолога или представителя Красного Креста, уделив особое внимание теме «дорожные ловушки» и ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;
· организовать выпуск школьных газет, бюллетеней, радиосообщений, используя школьные радиоузлы;
· провести зачеты по знаниям Правил дорожного движения как детей, так и родителей с использованием анкет или тестовых заданий по ПДД;
· обеспечить сопровождение родителями групп детей к местам отдыха и проведения массовых мероприятий. В целях предотвращения ДТП с участием детей организовать дежурство на прилегающих к этим местам опасных участках дороги;
· материал в уголки по безопасности движения подбирать для изучения не только детьми, но и родителями;
· организовать изготовление и обновление учебных пособий по ПДД (плакатов, макетов светофоров и настольных перекрестков, дорожных знаков и т. д.), а также устройство площадки для проведения практических занятий;
· провести кинолектории по безопасности дорожного движения;
· провести конкурсы по безопасности дорожного движения для семейных команд (КВН, викторины, театрализованные представления (поле чудес, брейнг-ринг, конкурсы загадок, частушек и стихов по ПДД и так далее) и привлекать родителей к организации конкурсов;
· устраивать выставки плакатов, рисунков, поделок, иллюстрации, фотографий, литературы по безопасности дорожного движения;
· обсуждать на родительских собраниях каждый факт ДТП или правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с участием детей;
· проводить индивидуальные беседы с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Основная часть ДТП регистрируется с мая-июня по сентябрь. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в период каникул, когда предоставлены сами себе. В беседе с родителями необходимо дать соответствующие установки.
Родителям необходимо:
· знать, где проводят свободное время их дети;
· постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару;
· крепко держать детей за руку при переходе дорог с интенсивным движением и разъяснять им правила безопасного поведения на дорогах;
· знать, что они несут личную ответственность за поведение своих детей.
Совместная работа образовательного учреждения и семьи будет успешной, если родители будут проявлять интерес к профилактическим мероприятиям, домашним заданиям, помогут детям выполнять их в учебной книжке-тетрадке по ПДД (например, «Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для школьников», 1, 2, 3 классы).
Сотрудники ГИБДД отмечают: В условиях весенней погоды внешние световые приборы автомобиля быстро покрываются грязью. Дорожное покрытие,освободившись от снега,сливается по своему фону с обочинами. В таких условиях пешеходы, одетые в темные тона, становятся незаметны. Потому сейчас самое время задуматься о своей безопасности и приобрести несколько световозвращатели  для себя и своих близких.
 
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
  •  Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
Памятка для родителей по правилам дорожного движения
  • Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  • Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
  • Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Учите ребенка замечать машину.
  • Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу
Для чего нужны световозвращатели?
 
Специалисты выяснили: риск стать жертвой ДТП возрастает почти в десять раз именно у тех пешеходов, которые не позаботились об использовании световозвращателей. Большинство наездов на пешеходов совершается, когда водитель в силу различных факторов слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Основная указываемая причина – это плохая видимость объекта. Пешеходные световозвращатели делают пешехода более заметным в условиях напряженного городского трафика и тем самым способствуют предотвращению ДТП. Пешеход со светоотражателем привлекает внимание водителя. Человек даже в одежде чёрного цвета, но имеющий небольшой светоотражающий брелок, виден с более дальнего расстояния, чем человек, полностью одетый в белое.
 
Где лучше носить светоотражатель:
 
Чем больше светоотражателей на вашей одежде, сумках, рюкзаках – тем выше вероятность того, что водитель заметит вас издалека. Крепить световозвращатели можно
 
- на правой или левой руке (а лучше обеих);
- на рюкзаке или сумке,  на кармане;
- на перчатках, головных уборах и шарфиках;
- на замке куртки или кофты;
 
Взрослым лучше всего крепить светоотражатель в районе бедра, детям -
в районе груди, чтобы сам светоотражатель был на уровне автомобильных фар, а отражаемый свет хорошо  был виден водителю.